В каких случаях и как вносить изменения в товарный знак?
Бытует мнение, будто товарный знак изменить нельзя, и предприниматель, подавший такую заявку, обязательно получит отказ. Однако на деле закон относится к правкам логотипов далеко не так сурово. Нужно просто заглянуть в соответствующую статью Гражданского кодекса РФ и следовать установленной для подобных случаев процедуре.
Когда нужно менять товарный знак?
Ситуации, когда принятая и зарегистрированная товарная марка (знак, логотип) перестает удовлетворять владельца, встречаются не так уж редко. Более того, законодательство РФ оставляет за предпринимателем полное право вносить в изображение товарного знака необходимые корректировки, если того требует положение дел.
Достойными поводами для внесения изменений считаются:
- смена компанией наименования или адреса;
- переход бренда в собственность другого правообладателя;
- изменение ФИО действующего владельца (к примеру, смена фамилии после замужества);
- правки, внесенные в устав компании;
- изменение ее организационно-правовой формы;
- исключение из списка сферы деятельности фирмы оказываемых ранее услуг/производимых товаров или добавление в него новых позиций.
Помимо всего перечисленного, допускается не обусловленная конкретными причинами замена отдельных элементов товарного знака, если это не искажает его сути. Правда, замена весьма незначительная: если владелец намеревается существенно перекроить логотип компании, ему придется мотивировать свое решение.
Обратите внимание! Ознакомиться с полным списком причин для корректировки торгового знака можно, изучив статью 1505 Гражданского Кодекса РФ.
Порядок внесения изменений
Несмотря на то, что владелец бренда является его законным правообладателем, самовольно заниматься преобразованиями товарного знака он не имеет права. Процедура внесения изменений начинается с официального заявления в Патентную службу РФ, написанного в соответствии с установленными правилами.
Что следует сделать предпринимателю:
- Скачать на официальном сайте Федеральной службы по интеллектуальной собственности стандартную форму, соответствующую ситуации, и заполнить ее.
- Приложить к заявлению доказательства произошедших в компании перемен. Так, смена владелицей фамилии в результате заключения брака подтверждается свидетельством о регистрации из ЗАГСа, а новая организационно-правовая форма — копиями учредительных документов.
- Добавить полное описание внесенных изменений.
- Оплатить пошлину и дополнить квитанцией прочие документы.
- Дождаться вердикта Патентного ведомства.
В случае удовлетворения ходатайства данные о произведенных изменениях вносятся в Государственный реестр, фиксируются на всех задействованных сайтах, публикуются в официальном бюллетене и указываются в свидетельстве на товарный знак, владелец которого получает уведомление об этом и приложение к свидетельству на бренд.
Обратите внимание! Официальные правки вносятся в течение 1-5 рабочих дней с момента принятия решения об удовлетворении ходатайства.
Регистрация нового товарного знака
Радикальные перемены в компании зачастую требуют не менее радикальной смены логотипа. Если речь идет уже не о добавлении пары неброских элементов или, допустим, смене оттенка, проще вновь пройти процедуру регистрации, чем согласовывать произведенные трансформации.
В таких случаях желательно предварительно пройти проверку на тождество с существующими на данный момент или находящимися в процессе регистрации знаками, подать заявку, оплатить пошлину и получить в свое полное распоряжение новый логотип, который никто не сумеет оспорить.
Обратите внимание! Согласно законодательству РФ, компания может зарегистрировать новый товарный знак на основе старого, получив таким образом в свое распоряжение оба логотипа, и использовать их так, как посчитает нужным. Однако важно, чтобы при этом словесные обозначения торговой марки и список предоставляемых ею товаров и услуг остались прежними.
Что будет, если изменить товарный знак самовольно?
Самостоятельные манипуляции с торговой маркой незаконны, поэтому к ним в любом случае не следует прибегать тем, кто желает вести свой бизнес легально. Как минимум, его могут ждать неприятности с законом.
Прежде всего, измененный товарный знак создаст массу проблем при оформлении таможенных документов, заключении сделок, получении справок и т. д. Дополнительная волокита в делах всегда плохо отражается на прибыли, поэтому создавать ее искусственно неразумно.
Если официально зарегистрированный товарный знак в своем первоначальном варианте не будет использоваться по назначению, вытесненный обновленной версией, конкуренты получат отличную возможность потребовать досрочного прекращения его действия. Таким образом компания рискует остаться вовсе без своего логотипа, лишившись старого и не получив права на новый.
К тому же в случае возникновения спорной ситуации с правами на товарный знак несанкционированные изменения внесут путаницу и сыграют не в пользу его владельца.