Гигиенический сертификат - это документ, который на официальном уровне подтверждает санитарно-эпидемиологическую безопасность продукции. Он может иметь форму свидетельства о государственной регистрации или санитарно-эпидемиологического заключения.
Законодательная база
На территории Российской Федерации и стран-членов Таможенного союза применяется особенная система оценки качества, основанная на единой базе стандартов и других нормативов. Гигиеническая сертификация – это процесс государственной регистрации продукции с последующим оформлением отчетных документов. Эти процедуры регламентируются РКТС №299, Приказом Минздрава №217, отдельными ТР ТС и т.д. Точный список используемых нормативных документов определяется физико-химическими характеристиками продукции.
Кому следует получить сертификат о гигиеническом соответствии?
В том случае, если продукция входит в единый перечень товаров, для которых установлен определенный санитарно-эпидемиологический надзор или контроль на всей таможенной территории ТС (в т.ч. и на границе), на него нужно оформить гигиенические документы. Процедура их получения выполняется в рамках первичного выпуска, а также при импорте в государства Таможенного союза. Без прохождения подобной сертификации товары не удастся перевезти через границу, и их дальнейшая реализация будет незаконна.
Где можно оформить документы гигиенической сертификации
Гигиенические сертификаты выдаются органами Роспотребнадзора или аккредитованными ими организациями после проведения соответствующей санитарно-гигиенической экспертизы продукции. Документы оформляются на специальных бланках с защитными элементами. Все данные в них указываются на русском языке с минимальным количеством сокращений и аббревиатур.
Получение гигиенического сертификата осуществляется согласно утвержденным нормам, предписывающим проведение проверок продукции и документации, на основании которой продукция производится и выходит в продажу. Для этого осуществляется отбор образцов материала и изделий. В дальнейшем все полученные образцы продукции тестируются сотрудниками независимых центров в лабораторных условиях.
Для оформления гигиенического сертификата в РФ рекомендуется обратиться в сертификационный центр с государственной аккредитацией. При обращении заявителю рекомендуется подготовить документы, описывающие товар и самого производителя. Специалисты организации проанализируют ситуацию клиента и дадут рекомендации относительно наиболее подходящей схемы получения гигиенического сертификата.
Официальная госрегистрация гигиеническая сертификатов проводится по месту нахождения производителя (поставщика). После осуществления всех необходимых регистрационных мероприятий сертификату предоставляется специальный номер, по которому документ размещается в официальном государственном реестре. В дальнейшем на этот номер можно ссылаться при составлении любых торговых договоров.
Документы для оформления гигиенического сертификата
При проведении гигиенической сертификации заявитель должен подготовить ряд документов, описывающих его фирму и саму продукции. В список этих бумаг входят реквизиты компании-заявителя, регистрационные документы (свидетельства ИНН, ОГРН с кодами статистики), проекция этикетки, договора аренды производственных площадей или свидетельство о собственности. Помимо этого нужно предоставить техническую документацию, по которой производится продукция (ГОСТы или ТУ). Перечень необходимых справок и бумаг рекомендуется уточнить в сертификационном центре и согласовать возможность их подготовки.
В течение какого времени оформляется гигиенический сертификат
Продолжительность экспертизы, в рамках которой оформляется гигиенический сертификат, может значительно варьироваться. Обычно документ составляется за 1-2 недели, но в отдельных случаях разработка может занять 2-3 месяца. К примеру, при выпуске на рынок новой продукции могут потребоваться дополнительные проверки и исследования, на которые также нужно много времени.
Особенности гигиенического сертификата
Гигиенический сертификат предоставляется на срок от 1 до 5 лет. Документ может получить как изготовитель продукции, так и ее продавец. Если сертификат выдается получателю продукции, то в договоре на поставку ставится номер этого контракта вместе с датой его оформления. Если номер документа в дальнейшем меняется, контракт переписывается. В качестве альтернативы для составления нового договора можно оформлять различные дополнительные соглашения (их можно составлять 1 раз в год). В этом случае держатель документа может не получать новый сертификат при пролонгации контракта.
Преимущества сертификации в 2025 году
Оформление гигиенического сертификата на продукцию имеет много преимуществ. Процедура способствует повышению лояльности клиентов, увеличению спроса на товары и развитию здоровой конкуренции. Наличие разрешительного документа повышает доверие со стороны контролирующих органов и дает возможность беспрепятственно экспортировать изделия.
В 2024-2025 годах было неоднократно доказано, что покупатели при выборе товаров обращают внимание на безопасность, экологичность и стабильность. Именно поэтому наличие сертификата является серьезным аргументом в борьбе за клиентов и за место на рынке. Фактически сертификация представляет собой необходимую процедуру, с помощью которой можно поддержать престиж торговой марки.