Ваш город:
Москва

Штрихкоды: назначение, виды, преимущества и сфера применения

124
0
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 3,00 из 5)
Загрузка...
Время на прочтение: : 4 мин

Штрихкод — это буквенное или цифровое сообщение, преобразованное с помощью специальной программы в графическое изображение. В классическом варианте он представляет собой прямоугольник, составленный из чередующихся черных и белых полос неравномерной ширины, хотя может принимать и иные формы. Основное назначение штрихкода состоит в том, чтобы хранить и при необходимости передавать информацию о товаре: его производителе, номере партии, сроке годности, цене, скидках и т. п.

Для чего нужны штрихкоды?

Зашифрованные графические изображения сегодня можно встретить где угодно. Ими маркируют письма и доставляемые грузы, наносят на удостоверения служащих в разных организациях и пропуска для автомобилей, используют при учете рабочего времени и в документообороте. Но наибольшее распространение штрихкоды получили в сфере торговли.

Их основные преимуществ:

  • позволяют молниеносно производить идентификацию товара вне зависимости от того, находится ли он у производителя, на складе или в пункте продаж;
  • исключают случайные ошибки и опечатки, которые неминуемо будут проскакивать и появляются при вводе данных вручную;
  • в разы сокращают время, потраченное на инвентаризацию, сортировку или продажу товара.

Как средство для автоматической обработки колоссальных объемов информации, контроля товарооборота, решения логистических и маркетинговых задач штрихкоды просто незаменимы.

Обратите внимание! Не все штрихкоды несут в себе какую-либо информацию. Некоторые просто дают доступ к базе данных, где эта информация хранится — их называют незначимыми.

Коды одномерные и двухмерные

Простой одномерный, линейный или 1D-код нельзя назвать кладезем данных. Как правило, он способен хранить довольно ограниченный набор знаков, которого, однако, хватает для учета товара, поэтому и применяется такой код чаще всего.

Это знакомые всем нам полосатые прямоугольники, которые производители печатают на этикетках. Если изучить их внимательнее, нередко под вертикальными штрихами можно обнаружить цифры, те самые, что зашифрованы в графической картинке. Их печатают на случай проблем со сканером, чтобы кассир или работник склада мог ввести нужную комбинацию вручную и не стопорить очередь в магазине или инвентаризацию на складе.

Наиболее распространенные системы кодирования с одномерными кодами:

  • UPC в США;
  • EAN-13 и 8 в Европе;
  • JAN-13 в Японии;
  • Codabar;
  • Code 39.

В отличие от линейного собрата, двухмерный 2D-код служит хранилищем для куда более внушительного объема информации: он запросто вмещает более 1600 символов против 64, считающихся оптимальной длиной двухмерного кода!

Сравнение выглядит впечатляющим, однако на практике у предпринимателей не так часто появляется необходимость кодировать целые листы символов, а поскольку для их считывания приходится приобретать куда более дорогой двухмерный сканер, то и прибегают к помощи 2D-кода значительно реже.

Популярные системы двухмерного кодирования:

  • QR-код;
  • DataMatrix;
  • Aztec.

Интересная информация! На сегодняшний день в мире насчитывается более 300 стандартов систем кодирования.

Нюансы законодательства РФ о штрихкодировании

Ни один из нормативных документов РФ не обязует изготовителя или продавца наносить на свою продукцию штрихкоды. Если предприниматель находит рынки сбыта для своего товара без этой дополнительной детали, он может и дальше продолжать игнорировать коды, не вступая в противоречия с законом. Единственным препятствием для развития бизнеса в этом случае может стать нежелание оптовых покупателей связываться с продукцией без штрихкодов.

Регулирует ли законодательство саму процедуру штрихкодирования? В определенной степени, да. К примеру, ГОСТ Р 51293-99 устанавливает требования к форме, размерам, цвету и другим характеристикам элементов автоматизированной системы идентификации и сбора данных, а ПП от 21.12.2005 №785 регламентирует использование штрихкодов при маркировке алкогольной продукции. Исходя из этого, проштудировать законодательную базу перед введением кодов на своем производстве или получить консультацию грамотного специалиста по интересующему вопросу определенно не помешает.

Однако в подавляющем большинстве случаев форма, цвет и область размещения штрихкодов государство не интересует, и предприниматель может «играть» с дизайном этикетки сколько вздумается. Единственное, следует позаботиться о правильном сочетании цветов:

  • красный и синий оттенки сканер плохо считывает с зеленого;
  • оранжевый и черный — с золотого;
  • желтый — с белого.

Помимо того, следует всерьез озаботиться поиском лицензированного поставщика кодов, так как мошенников, предлагающих свои услуги и выдающих фальшивки в обмен на вполне реальные деньги, в этой сфере множество.

Популярные легальные разработчики кодов в России:

  • ЮНИСКАН/ГС1 РУС;
  • DiSAI;
  • BS1 и некоторые другие.

Обратите внимание! Штрихкоды могут быть международными, иметь хождение только на территории РФ или в пределах одной компании. Последние предприятиям позволено разрабатывать самостоятельно без привлечения поставщика со стороны.

Комментарии (0)
Войдите чтобы оставить комментарий