Особенности сертификации системы ХАССП на предприятиях общепита
Предприятия общепита подлежат строгому контролю не только со стороны бдительных общественных организаций, но в первую очередь государственных контролирующих органов. Такие компании обязаны соответствовать высоким национальным стандартам, а с 2015 года ещё и техрегламенту ТС «О безопасности пищевой продукции». Согласно ТР ТС, кафе, бары, рестораны и другие учреждения, занимающиеся работой с пищевой продукцией, обязаны внедрить на предприятие индивидуальную систему безопасности. Такая система должна разрабатываться в соответствии с принципами ХАССП, а правильность разработки и внедрения подтверждаться сертификацией.
Что такое ХАССП?
ХАССП — это не просто пакет документов, а набор правил, благодаря которым контролируется каждый этап работы с пищевыми продуктами. Такой подход акцентирует внимание не только на конечном результате, но и на всем процессе производства, и гарантирует системный подход к контролю качества, снижение уровня производственных рисков.
Система безопасности ХАССП разрабатывается для каждого предприятия общепита индивидуально, но в обязательном порядке должна основываться на таких принципах:
- тщательный анализ рисков, влияющих на продукты, перед началом составления системы;
- определение критических точек в работе предприятия;
- подбор граничного показателя для каждой точки;
- разработка системы мониторинга показателей для каждой точки;
- составление плана действий на случай выхода показателей за пределы установленных норм;
- разработка процедуры проверки качества работы внедренной системы;
- документирование всех разработок.
После первичной разработки норм и правил проводится тестовое внедрение системы безопасности в работу предприятия с дальнейшей оценкой эффективности таких разработок. В случае необходимости система дорабатывается.
Обратите внимание! Разработкой системы могут заниматься как сотрудники предприятия, так и независимые специалисты.
Преимущества сертификации ХАССП
Основной задачей системы менеджмента безопасности пищевой продукции (HACCP) является предупреждение критических ситуаций на производстве, уменьшение факторов риска и предотвращение снижения качества продукции. За счет систематического контроля каждого из этапов работы предприятия удается уменьшить долю производственных браков, повысить эффективность затрат. А значит, само предприятие заинтересовано в налаживании такой разработки.
Также внедрение системы безопасности, основанной на принципах ХАССП, является требованием к предприятию на законодательном уровне. Статья 10 ТР ТС «О пищевой безопасности» говорит о необходимости обеспечить безопасность пищевой продукции. Сертификат ХАССП подтверждает внедрение на предприятии системы безопасности. Сама же сертификация — это независимая оценка работы компании. Документ можно получить только в случаях, когда система не просто оформлена документально, а успешно функционирует.
Помимо соблюдения законодательства и налаживания внутренних процессов, наличие сертификата несет ряд менее очевидных преимуществ:
- рост доверия потребителей, так как внедрение системы гарантирует проверку каждого этапа работы с продуктами питания;
- возможность выхода на новые рынки сбыта;
- повышение эффективности управления.
Внедрение системы ХАССП и сертификация распространяются на все виды предприятий общепита.
Особенности сертификации системы ХАССП
Чтобы получить сертификат ХАССП, необходимо пройти три этапа:
- Тщательно изучить основополагающие принципы ХАССП;
- Разработать индивидуальную систему безопасности и внедрить её в производство;
- Обратиться в сертификационный центр для получения подтверждающего документа.
Обучение по тематике «Требования ХАССП» проводится очно в виде семинаров, а с 2020 года также онлайн. Разработкой документации могут заниматься как специалисты предприятия, так и специалисты со стороны. Однако задачей сотрудников общепита станет внедрение и жесткое соблюдение разработанных норм и правил.
Сотрудничество с сертификационным центром также проходит в несколько этапов:
- Подается заявка на сертификацию;
- Рассчитывается стоимость услуг;
- Заключается договор на проведение работ, уточняются сроки аудита;
- Проводится сертификационный аудит;
- По результатам проверки предприятия общепита выносится решение о выдаче сертификата.
Аудит предприятия проходит на месте. Комиссия оценивает не только собранные документы, но также соблюдение компанией внедренных принципов системы безопасности на практике.
Срок действия сертификата составляет 3 года. За это время на предприятии ещё два раза будет проводиться аудит, чтобы подтвердить выполнение требований ХАССП и действительность сертификата.