Обязательная маркировка обуви
Маркировка обуви — это процесс нанесения специального знака, который содержит всю исчерпывающую информацию о продукции и производителе, а также защитный код, подтверждающий ее подлинность. Согласно Постановлению Правительства РФ No860, производители обязаны маркировать изделия с июля прошлого года, еще спустя 1 год требования коснулись продавцов. Система маркировки получила название «Честный знак».
Необходимость и цели маркировки обуви
С 1 июля 2020 г. к реализации допускается только обувь, имеющая маркировку. За производство и продажу изделий без специального кода предусмотрены штрафы, поэтому важно разобраться в нюансах работы системы, без размышлений по поводу, нужна или нет маркировка обуви теперь.
Цели нововведений:
- Качественное отслеживание продаж, что позволяет производителю оптимизировать бизнес и впоследствии снизить стоимость товара;
- Уменьшение количества контрафакта на рынке, рост объема производства у легальных компаний;
- Борьба с незаконным производством, уклонением от уплаты налогов;
- Борьба с оборотом товара низкого качества;
- Развитие прозрачной конкуренции.
В ходе маркировки на товар наносится условный знак в виде DataMatrix кода, содержащий полную информацию касаемо продукции, ее характеристик и производителя, что будет полезна покупателю, а также защитный код, на основе которого осуществляется проверка ее подлинности. Вместе с этим данные включаются в систему «Честный знак». Для распознания этикеток используются 2D-сканеры.
Если код поврежден в процессе возврата товара, выполняется повторная перемаркировка.
Потребителю, чтобы убедиться в качестве покупки, достаточно просто отсканировать код. В результате он получит информацию, где и кем произведена обувь, узнает ее характеристики.
Процедура маркировки обуви регулируется такими нормативными актами:
- Распоряжение Правительства No 792-р, в котором утвержден перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке;
- Постановление Правительства No 860, где изложены правила маркировки обуви;
- Федеральный закон No 488, который раскрывает основы регулирования торговли в РФ.
Этапы маркировки обуви
Переход на новую систему маркировки происходил в несколько этапов, каждый из которых позволил производителям и продавцам тщательно подготовиться к нововведениям и разобраться с нюансами.
Этапы перехода на новую систему маркировки обуви:
- 1 июля — 1 августа 2019 г. Регистрация в системе «Честный знак», подача заявки на получение регистратора, который представляет из себя устройство для передачи сгенерированных кодов, начало маркировки остатков.
- 1 октября 2019 г. — 1 июля 2020 г. Выдача регистратора и завершение маркировки остатков обуви, которые не были введены в оборот, настройка онлайн-касс, установка необходимого ПО, организация производства маркированной продукции.
- 1 июля — 1 сентября 2020 г. Маркировка остатков обуви, которая не была введена производителем в оборот, а продавцом — не реализована (при наличии подтверждения, что покупка произошла до 1 июля, но получение состоялось позже).
Какая обувь подлежит маркировке?
В перечень продукции, которая подлежит обязательной маркировке, входят такие виды обуви:
- Изготовленная из водонепроницаемых материалов, при наличии подошвы и верхней части из резины, не имеющая защитного металлического подноска;
- Кожаная, за исключением спортивных моделей и изделий, которые имеют металлический подносок;
- Неспортивная обувь, верхняя часть которой выполнена из текстиля;
- Изделия с подноском, выполненным из металла;
- Спортивная теннисная, баскетбольная обувь и т.д., за исключением лыжной, ботинок с коньками;
- Деревянные и специализированные модели;
- Изделия, предназначенные для занятий лыжным спортом.
Исключения из правил тоже есть. Маркировке не подлежат изделия, которые находятся во временном хранении, изъятая и конфискованная обувь, выставочные образцы, модели, которые выпущены для прямого экспорта или реализации в Duty Free.
Ответственность за продажу немаркированной обуви
Необходимо понимать, что нарушение правил маркировки, продажа товара, не имеющего специального цифрового знака, приводит к его конфискации.
Кроме того, компанию, продающую продукцию без маркировки, ждет административная ответственность. Размеры штрафа для продавцов установлены ч. 3 ст. 15.12 КоАП РФ и варьируются от 2 до 4 тыс. рублей для физических лиц, от 5 до 10 тыс. рублей для должностных лиц или от 50 до 100 тыс. рублей для юридических лиц. Это же наказание предусмотрено за хранение и транспортировку немаркированной обуви.
Следственный комитет, согласно статье ст. 171.1 УК, вправе возбудить дело из-за незаконных продаж, осуществляемых в крупных размерах: сумма стартует с 1,5 млн рублей.
Иногда нарушения законодательства чреваты принудительными работами или уголовным наказанием, которое предусматривает до 3 лет лишения свободы.
Как начать маркировать обувь?
Подготовка к маркировке — это комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию данного процесса и сокращение финансовых затрат. Вы можете самостоятельно заняться этим или обратиться за помощью к специалистам. Второй вариант более предпочтителен, поскольку позволяет сэкономить время и деньги.
Подготовка к маркировке включает такие этапы:
- Оформление усиленной квалифицированной электронной подписи. Для этого следует обратиться в аккредитованный центр сертификации. Предприниматели, у которых уже есть УКЭП, могут использовать ее.
- Регистрация в системе маркировки и подача заявки на изготовление кодов для продукции. Также предстоит купить или взять в аренду принтер для печати этикеток.
- Покупка онлайн-кассы, что будет использоваться для работы с продукцией, на которую нанесены коды. Если есть оборудование, этот этап можно пропустить.
- Настройка софта. Подходят индивидуальные программы для каждого товара, где можно совместить их между собой. Также отдать предпочтение можно универсальному ПО. Это сложный этап, вследствие чего большинство предпринимателей обращается к услугам специалистов.
- Заключение договора с оператором фискальных данных. Он передает информацию, которая касается реализации обуви, в систему мониторинга, выступая своеобразным посредником между кассой, налоговой и Честным знаком.
- Внедрение электронного документооборота. Для этого вам нужно заключить договор с оператором ЭДО. Процедура автоматизирует процесс приемки обуви, содержащей маркировку, и помогает определить, какой путь прошел товар между контрагентами.
- Покупка и подключение 2D-сканера для считывания двухмерных кодов.
- Получение и настройка регистратора эмиссии. Также нужно приобрести оборудование для распечатки кодов или заключить договор с компанией, которая выполняет эту работу.
Подготовка к маркировке продукции является непростой задачей, если подойти к ней халатно, за свою невнимательность можно поплатиться незапланированными финансовыми затратами. Чтобы сэкономить, стоит заранее выяснить, какие расходы придется нести. Как правило, подключение к ОФД обходится предпринимателю в 1000 рублей, получение УКЭП — в 3000 рублей и более. Стоимость участия в ЭДО определяется из расчета до 10 рублей за одну накладную. Что же касается онлайн-кассы, чтобы обновить ее, вам придется потратить до 2000 рублей. И еще около 4500-5000 рублей понадобится, чтобы купить 2D-сканер.
Действуя подобным образом, можно быть уверенным, что все требования законодательства выполнены, а административная ответственность вам не грозит.