Можно ли производить продукцию по недействующим ТУ?
Срок действия технических условий, независимо от вида выпускаемой продукции, ограничен. Помимо этого, ТУ могут потерять актуальность в силу изменений, вносимых в производственные процессы или нормативную базу. Поэтому рано или поздно перед предпринимателем встает вопрос — продолжать работать по наработанным ТУ, но утратившим свою силу, или заново готовить документы для оформления. Велико искушение оставить все как есть, чтобы не тратить ресурсы и время на повторную актуализацию ТУ, ведь работа предприятия уже налажена. Однако для функционирования предприятия в целом и для производства конкретного продукта в частности гораздо перспективнее актуализировать техусловия.
Как ТУ становятся недействительными?
На этапе разработки ТУ документ должен в обязательном порядке сверяться с действующими нормативами в отрасли. Ни в коем случае он не должен противоречить законодательству РФ, стандартам ГОСТ и нормам техрегламента ТС на данный продукт.
Помимо содержания документа, стандартизации подвержено и само оформление ТУ. Нормативная база обширна и в то же время динамична. Если какой-либо показатель пересматривается, составленные по старым положениям ТУ могут потерять свою актуальность и даже откровенно противоречить новым стандартам.
Во избежание описанной выше ситуации предусмотрена конечность действия ТУ. В большинстве случаев (для серийного производства) срок актуальности документа истекает через 5 лет со дня регистрации, а для товаров, выпускаемых партиями, ещё быстрее — спустя 3 года.
Помимо внешнего фактора, на актуальность ТУ могут повлиять и внутренние процессы производства. Документ станет недействительным, если:
- в технологию производства были внесены изменения;
- была изменена процедура оформления технической документации.
На отдельные виды продукции оформляются так называемые бессрочные техусловия, однако не следует полагать, что принятый единожды, такой документ будет действовать всегда. Предприятию придется каждые 5 лет подтверждать актуальность своего документа, если это соответствует действительности.
Обратите внимание! Соответствие ТУ и производственного процесса устанавливается экспертной комиссией. Если предприятие работает по схеме, не соответствующей техническим условиям, документ может быть признан недействительным.
Что происходит с неактуальными ТУ?
Все актуальные ТУ внесены в реестр и доступны для поиска в АБД «Продукция России». База данных активно пополняется новыми ТУ, но если в течение 5 лет предприниматель не подтвердил актуальность уже внесенного документа, он будет удален, а значит, такие ТУ станут недействительными.
Удаление неактуальных документов происходит автоматически, при этом предпринимателю не придет никаких предупреждений о потере актуализации или извещений об удалении. Зарегистрировав ТУ, компания должна самостоятельно отслеживать сроки их действия и предпринимать шаги по их своевременной актуализации.
Как сделать ТУ актуальными?
Процедура, благодаря которой ТУ возвращаются статус законного документа, называется актуализацией. У технических условий даже с истекшим сроком действия есть два варианта актуализации — путем новой регистрации или внесением изменений в уже разработанный документ.
Разработка новых ТУ происходит по типовой схеме:
- Составление и оформление технических условий. Доверить этот этап можно специалистам своего производства или сертификационного центра. Грамотно оформленный документ должен всеобъемлюще описывать продукт и технологию его производства.
- Экспертная оценка ТУ специалистами органов государственного контроля.
- Вынесение решения экспертной комиссией.
- Регистрация ТУ в случае утвердительного ответа экспертной комиссии или доработка документа в случае отказа в регистрации.
Внесение изменений в ТУ происходит следующим образом:
- Составляются и грамотно оформляются все внесенные в технологический процесс корректировки. Документ в обязательном порядке согласуется с действующими положениями ГОСТа и техрегламентом ТС, законодательством РФ.
- Внесенные корректировки компания согласовывает с органами госконтроля. Результатом такого сотрудничества становится лист изменений.
- Проводится регистрация внесенных изменений с последующей отметкой в едином реестре.
Если документ на момент внесения правок оставался актуальным, все изменения также необходимо отмечать во внутренней документации предприятия.
Важно! Правки в каталожных листах продукции недопустимы. Все корректировки должны отображаться в листе изменений.
Что потребуется для того, чтобы сделать ТУ актуальными?
Предприниматель вправе самостоятельно готовить документы для актуализации ТУ. Однако, как показывает практика, гораздо быстрее и проще поручить эту задачу специализированным центрам. Сотрудники центра сопровождают пакет документов на каждом этапе актуализации, помогая избежать ошибок, которые часто допускают новички.
Для того чтобы актуализировать ТУ, необходимо подготовить:
- заявку на услугу;
- информацию о заявителе — официальные реквизиты компании;
- действующий ТУ (если такой есть) с правильно заполненными каталожными листами продукции;
- лист изменений.
Сроки выполнения такой процедуры различны и зависят от статуса ТУ (действующие или недействующие), количества внесенных в действующие ТУ правок.