Как правильно составить ТУ: 7 рекомендаций от юристов
В отличие от других нормативных документов, содержащих характеристики качества продукции и требования к процессам ее изготовления — ГОСТ, техрегламенты ТС, технические условия являются собственным стандартом предприятия. В ряде случаев они могут быть предназначены исключительно для внутреннего пользования и не нуждаются в непременном согласовании с органами контроля. Но если владелец планирует использовать все возможности документа, его крайне важно правильно составить, оформить и зарегистрировать.
Что такое ТУ и в каких случаях они необходимы?
В определенном смысле ТУ являются аналогом стандартов ГОСТ и технических регламентов Таможенного союза, поскольку тоже содержат перечни характеристик, которым должно соответствовать то или иное изделие, требования к его изготовлению и оценке, условия хранения, перевозки, маркировки.
Обратите внимание! ТУ регламентируют все процессы от проектирования изделия до утилизации с тем, чтобы обеспечить его высокое качество и безопасность для потребителя, добиться соответствия всей продукции установленному эталону и стать веским аргументом в судебных тяжбах, если возникнет необходимость.
ТУ нужны, когда:
- на товар нет собственного ГОСТа или техрегламента;
- само изделие или процесс его изготовления имеет особенности, отличные от указанных в официальном стандарте;
- продукт предполагается использовать в условиях повышенной опасности, требующих его доработки.
Важность правильного составления ТУ
Согласно действующему законодательству, разработка технических условий может быть произведена силами самих сотрудников предприятия, обладающих достаточным уровнем знаний и опыта, но чаще составление документа поручают специалистам центров сертификации, которые гарантируют быстрое и качественное выполнение задачи.
Чтобы в дальнейшем, помимо контроля качества продукции, ТУ могли послужить для добровольной сертификации товара или стать объектом купли-продажи, а также для их защиты как интеллектуальной собственности, документ должен быть правильно составлен, официально согласован и занесен в единый реестр ФГУП «Стандартинформ».
Особенности составления ТУ
Вопросы содержания и оформления конструкторской документации оговариваются в ГОСТах 2.114-2016 и 51740-2016. Согласно их положениям, ТУ обязаны иметь единую структуру и включать в себя определенный набор сведений об изделии и его производителе. Незначительные расхождения в оформлении бывают обусловлены особенностями товара: к примеру, ТУ на линейку однотипной продукции могут отличаться от документа, созданного в расчете на единичный объект или на его комплектующие.
Типовая структура конструкторского документа:
- Титульный лист, вступительная часть и пояснительная записка, где указываются общие данные о продукте и сведения о предприятии-изготовителе.
- Основная часть, где содержатся расширенное описание товара и сферы его применения, правила отбора сырья, нормативы по качеству, требования безопасности, технология изготовления. В этом же разделе оговариваются особенности маркировки, упаковки, перемещения, хранения и эксплуатации, указываются условия контроля качества и выявления брака. Наконец, основной раздел должен давать ссылки на документы, в которых можно найти рецептуру или данные о комплектности изделия.
- Приложения, обоснования, раздел изменений.
Обратите внимание! Частью ТУ всегда становится гарантия от производителя.
7 рекомендаций юристов, как составить ТУ
Чем грамотнее составлен конструкторский документ, тем быстрее пройдут его согласование и регистрация. Чтобы тратить на правки как можно меньше времени, следует подойти к составлению ТУ с максимальным старанием, и прежде всего не упустить из виду определяющие моменты, рекомендованные юристами.
Грамотно составленные ТУ:
- Дают всю необходимую информацию о продукте, позволяющую читателю четко представить себе его вид, назначение и функции.
- Содержат полные данные производителя.
- Используют четкие и однозначные формулировки. Любые двусмысленности и сокращения могут исказить представление об объекте и в случае судебной тяжбы сыграть не в пользу держателя документа.
- Не противоречат ГОСТам и техрегламентам. Конфликт с официальными нормативными документами приведет к отказу в регистрации.
- Полностью соответствуют реальному положению дел. Если в технической документации предприятия обнаружится ошибка, сперва следует изменить и утвердить данный документ, а затем ссылаться на него в ТУ.
- Отвечают требованиям ГОСТа в части оформления вплоть до размеров шрифта и полей.
- Должны быть доведены до сведения всех сотрудников и членов руководства, участвующих в процессе изготовления продукта.
Обратите внимание! Не стоит брать готовые ТУ из интернета, поскольку в этом случае у вас могут возникнуть проблемы с правами на интеллектуальную собственность.
ТУ, отвечающие всем требованиям и утвержденные руководителем организации, имеют все шансы максимально быстро попасть в реестр и обрести силу юридического документа.