Ваш город:

ГОСТ Р 53247-2009 Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения

ГОСТ (Государственный стандарт) — это система стандартов, принятая и утвержденная на территории бывшего Советского Союза и в настоящее время широко используемая в странах СНГ, включая Россию. Эти стандарты регулируют различные аспекты производственной деятельности, качества продукции, безопасности и других важных характеристик товаров и услуг.

Основные аспекты ГОСТ:

1. Область применения: ГОСТы охватывают широкий спектр продукции и услуг, включая строительные материалы, пищевые продукты, машины и оборудование, химические продукты, процессы в различных отраслях и многое другое.

2. Регулирование качества: Стандарты ГОСТ устанавливают требования к качеству продукции, гарантируя её надежность, безопасность и долговечность. Эти стандарты помогают защитить интересы потребителей и обеспечивают соблюдение высоких производственных норм.

3. Соответствие международным стандартам: Многие стандарты ГОСТ соответствуют международным нормам и стандартам, что облегчает торговлю и экспорт товаров на международные рынки.

4. Сертификация и маркировка: Продукция, соответствующая стандартам ГОСТ, часто маркируется специальными знаками соответствия, что служит дополнительной гарантией для потребителей.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТ Р

53247-2009

Техника пожарная

ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ

Классификация, типы и обозначения

Москва
Стандартинформ
2009

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации
установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О
техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов
Российской Федерации — ГОСТ Р
1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН
Федеральным государственным учреждением «Всероссийский ордена «Знак Почета»
научно-исследовательский институт противопожарной обороны» Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий (ФГУ ВНИИПО МЧС России)

2 ВНЕСЕН Техническим
комитетом по стандартизации ТК 274 «Пожарная безопасность»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН
В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и
метрологии от 18 февраля 2009 г. № 18-ст

4 Введен впервые

Информация об изменениях к настоящему стандарту
публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные
стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых
информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра
(замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет
опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные
стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также
в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального
агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1 Область применения. 2

2 Термины и определения. 2

3. Классификация. 6

4. Обозначения. 7

 

ГОСТ Р 53247-2009

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЕХНИКА ПОЖАРНАЯ.
ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ.
Классификация, типы и обозначения

Fire-fighting technics.
Fire-engine vehicles.
Classification, types and designations

Дата введения — 2010-01-01
с правом досрочного применения

1
Область применения

Настоящий стандарт распространяется на пожарные автомобили,
создаваемые на различных колесных шасси, оснащенные пожарно-техническим
вооружением, оборудованием, используемое при пожарно-спасательных работах.

В стандарте классифицируются пожарные автомобили,
устанавливаются типы и их обозначения с использованием базовых автомобильных
шасси грузоподъемностью до 12 т включительно.

2
Термины и определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с
соответствующими определениями:

2.1 пожарные
автомобили
(ПА): Оперативные транспортные средства на базе автомобильных
шасси, оснащенные пожарно-техническим вооружением, оборудованием, используемым
при пожарно-спасательных работах

2.2 основные
пожарные автомобили
(ОПА): Пожарные автомобили, предназначенные для доставки
личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения
аварийно-спасательных работ с помощью вывозимых на них огнетушащих веществ и
пожарного оборудования, а также для подачи к месту пожара огнетушащих веществ
от других источников.

2.3 специальные
пожарные автомобили
(СПА): Пожарные автомобили, предназначенные для
выполнения специальных работ при пожаре.

2.4 основные
пожарные автомобили общего применения
: Пожарные автомобили, предназначенные
для тушения пожаров в городах и других населенных пунктах.

2.5 основные
пожарные автомобили целевого применения
: Пожарные автомобили,
предназначенные для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях
лесоперерабатывающей, химической, нефтехимической промышленности, в аэропортах
и на других специальных объектах.

2.6 тип
пожарного автомобиля
: Пожарные автомобили, характеризующиеся совокупностью
одинаковых конструктивных признаков, видов вывозимых или используемых
огнетушащих веществ и способов их подачи.

2.7 пожарная
автоцистерна
(АЦ): Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом,
емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи и
предназначенный для доставки к месту пожара личного состава,
пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по его
тушению и аварийно-спасательных работ.

2.8 пожарная
автоцистерна с лестницей
(АЦЛ): Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным
насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их
подачи, стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей и
предназначенный для доставки к месту пожара личного состава,
пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по тушению
пожара, использования при аварийно-спасательных работах.

2.9 пожарная автоцистерна с коленчатым
подъемником
(АЦПК): Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом,
емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи,
стационарной механизированной поворотной коленчатой или телескопической
подъемной стрелой с люлькой (подъемной платформой) и предназначенный для
доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и
оборудования, проведения действий по тушению пожара и использования при
аварийно-спасательных работах.

2.10 автомобиль пожарно-спасательный (АПС):
Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения
жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи, генератором, расширенным
комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для доставки
личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара
(аварии), тушения и проведения аварийно-спасательных работ.

2.11 автомобиль пожарно-спасательный с
лестницей
(АПСЛ): Пожарный автомобиль, оборудованный механизированной
выдвижной и поворотной лестницей и предназначенный для тушения пожаров и
проведения аварийно-спасательных работ.

2.12 пожарный автомобиль первой помощи
(АПП): Пожарный автомобиль на шасси легкого класса, оборудованный насосной
установкой, емкостями для жидких огнетушащих веществ и предназначенный для
доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического
вооружения и оборудования, проведения действий при тушении пожаров в начальной
стадии и первоочередных аварийно-спасательных работ.

2.13 пожарный автомобиль
насосно-рукавный
(АНР): Пожарный автомобиль, оборудованный насосом,
комплектом пожарных рукавов и предназначенный для доставки к месту пожара
(аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и
проведения действий по тушению.

2.14 пожарный автомобиль с насосом
высокого давления
(АВД): Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным
насосом высокого давления, емкостями для жидких огнетушащих веществ, комплектом
пожарно-технического вооружения и предназначенный для проведения действий по
тушению пожаров в высотных зданиях и сооружениях.

2.15 пожарный автомобиль порошкового
тушения
(АП): Пожарный автомобиль, оборудованный сосудом для хранения
огнетушащего порошка, баллонами с газом или компрессорной установкой, лафетным
и ручными стволами и предназначенный для доставки к месту пожара личного
состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий
по тушению пожара.

2.16 пожарный автомобиль пенного
тушения
(АПТ): Пожарный автомобиль, оборудованный одной или несколькими
емкостями для хранения пенообразователя, пожарным насосом с обвязкой
коммуникаций и устройством для дозирования пенообразователя и предназначенный
для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и
проведения действий на предприятиях нефтехимической промышленности и в местах
хранения нефтепродуктов.

2.17 пожарный автомобиль
комбинированного тушения
(АКТ): Пожарный автомобиль, оборудованный насосом,
емкостями для хранения огнетушащих веществ и средствами их подачи и
предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, средств
комбинированного тушения и пожарно-технического вооружения для одновременной
или последовательной подачи различных по свойствам огнетушащих веществ и
проведения действий на промышленных предприятиях, объектах химической,
нефтехимической и газовой промышленности, транспорте.

2.18 пожарный автомобиль газового
тушения
(АГТ): Пожарный автомобиль, оборудованный сосудами для хранения
сжатых или сжиженных газов, устройствами их подачи и предназначенный для
доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и
оборудования и проведения действий по тушению пожаров.

2.19 пожарный автомобиль газоводяного
тушения
(АГВТ): Пожарный автомобиль, оборудованный турбореактивным
двигателем, системой подачи газовой и водяной струй и предназначенный для
доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического
вооружения, оборудования и проведения действий при тушении нефтяных и газовых
фонтанов, пожаров на технологических установках нефтеперерабатывающих и
химических предприятий и их охлаждение.

2.20 пожарная автонасосная станция (ПНС):
Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом и предназначенный для
подачи воды по магистральным пожарным рукавам непосредственно к переносным
лафетным стволам или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар
и для создания резервного запаса воды вблизи от места крупного пожара.

2.21 пожарный пеноподъемник (ППП):
Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной
коленчатой или телескопической подъемной стрелой с пеногенераторами и
предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и
оборудования к месту пожара и проведения действий по тушению пожаров пеной на
высоте.

2.22 пожарный аэродромный автомобиль (АА):
Пожарный автомобиль, оборудованный средствами тушения и специальным
пожарно-техническим вооружением для тушения пожаров и проведения
аварийно-спасательных работ в аэропортах специализированными пожарными
службами.

2.23 пожарная автолестница (АЛ):
Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной выдвижной и
поворотной лестницей и предназначенный для проведения аварийно-спасательных
работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования
в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.

2.24 пожарный коленчатый автоподъемник
(АПК): Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной
поворотной коленчатой и (или) телескопической подъемной стрелой, последнее звено
которой заканчивается платформой или люлькой, предназначенный для проведения
аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и
возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном
комплекте колен.

2.25 пожарный телескопический
автоподъемник с лестницей
(ТПЛ): Пожарный автомобиль, оборудованный
стационарной механизированной поворотной коленчато-телескопической стрелой
(пакетом колен), последнее звено которой заканчивается люлькой, и имеющий
лестничный марш, расположенный сбоку стрелы, предназначенный для проведения
спасательных работ и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для
выполнения других вспомогательных операций.

2.26 пожарная автолестница с цистерной
(АЛЦ): Пожарный автомобиль, имеющий не более 3 человек боевого расчета,
включая водителя, оборудованный стационарной раздвижной стрелой (пакетом
колен), выполненной в виде непрерывного лестничного марша (лестницей),
емкостями для воды и пенообразователя, насосной установкой для подачи огнетушащих
веществ и предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте,
подачи огнетушащих веществ на высоту и возможного использования в качестве
грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.

2.27 пожарный коленчатый автоподъемник
с цистерной
(АПКЦ): Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной
механизированной поворотной коленчатой, телескопической или
коленчато-телескопической стрелой, последнее звено которой заканчивается
люлькой, емкостями для воды и пенообразователя, насосной установкой для подачи
огнетушащих веществ и предназначенный для проведения спасательных работ и
тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для выполнения других
вспомогательных операций.

2.28 пожарный аварийно-спасательный
автомобиль
(АСА): Пожарный автомобиль, оборудованный генератором,
комплектом аварийно-спасательного инструмента и предназначенный для доставки
личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования к месту пожара
(аварии) и проведения действий при аварийно-спасательных работах.

2.29 пожарный водозащитный автомобиль (АВЗ):
Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостью для воды,
оборудованием для сбора воды и предназначенный для защиты материальных
ценностей от воды и ее удаления при тушении пожара.

2.30 пожарный автомобиль связи и
освещения
(АСО): Пожарный автомобиль, оборудованный электрогенератором,
средствами связи и освещения и предназначенный для освещения места работы
пожарных подразделений на месте пожара (аварии) и обеспечения связи с
центральным пунктом пожарной связи.

2.31 пожарный автомобиль
газодымозащитной службы
(АГ): Пожарный автомобиль, оборудованный агрегатами
и пожарно-техническим вооружением и предназначенный для удаления дыма из
помещений, освещения места пожара, проведения аварийно-спасательных работ с
помощью специального инструмента и оборудования.

2.32 пожарный автомобиль дымоудаления (АД):
Пожарный автомобиль, оборудованный дымососом и комплектом пожарно-технического
вооружения для удаления дыма из помещений и предназначенный для удаления дыма
из подвалов, лестничных клеток и лифтовых шахт многоэтажных зданий и помещений
большого объема, получения воздушно-механической пены высокой кратности и
подачи ее в помещение и на открытые очаги пожара, создания заградительных полос
из воздушно-механической пены на пути распространения пламени.

2.33 пожарный рукавный автомобиль (АР):
Пожарный автомобиль, предназначенный для транспортирования пожарных рукавов и
механизированной прокладки и уборки магистральных рукавных линий, тушения
пожаров водяными или воздушно-пенными струями с помощью стационарного или
переносных лафетных стволов.

2.34 пожарный штабной автомобиль (АШ):
Пожарный автомобиль, оборудованный электрогенератором, средствами связи и
предназначенный для доставки и обеспечения оперативной работы штаба
пожаротушения на месте пожара и обеспечения связи между штабом, подразделениями
и центром противопожарной службы.

2.35 пожарная автолаборатория (АЛП):
Пожарный автомобиль, оборудованный средствами исследования пожаров и
предназначенный для проведения оперативной группой специальных анализов и
измерений в зонах пожаров.

2.36 пожарный автомобиль профилактики
и ремонта средств связи
(АПРСС): Пожарный автомобиль, оборудованный
техническими средствами диагностики и ремонта средств связи и предназначенный
для доставки личного состава и оборудования к месту проведения ремонтных работ.

2.37 автомобиль диагностики пожарной
техники
(АДПТ): Пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами
оценки технического состояния пожарной техники и предназначенный для доставки
личного состава и оборудования к месту проведения диагностических (ремонтных)
работ.

2.38 пожарный автомобиль-база
газодымозащитной службы
(АБГ): Пожарный автомобиль, оборудованный
техническими средствами для обслуживания и зарядки средств индивидуальной
защиты органов дыхания и зрения пожарных.

2.39 пожарный автомобиль технической
службы
(АПТС): Пожарный автомобиль, оборудованный средствами для оценки
технического состояния и ремонта пожарной техники и предназначенный для
обеспечения работы пожарной техники.

2.40 автомобиль отогрева пожарной
техники
(АОПТ): Пожарный автомобиль, оборудованный
нагревательно-отопительными приборами и предназначенный для доставки личного
состава и оборудования к месту пожара (аварии) и обеспечения функционирования
пожарной техники при отрицательной температуре.

2.41 пожарная компрессорная станция (ПКС):
Пожарный автомобиль, оборудованный компрессором и предназначенный для заправки
кислородом (воздухом) баллонов средств индивидуальной защиты органов дыхания и
зрения пожарных на передвижных базах газодымозащитной службы.

2.42 пожарно-технический автомобиль (АТ):
Пожарный автомобиль, оборудованный устройством для съема контейнеров и
предназначенный для доставки к месту пожара боевого расчета и контейнеров с
мобильными системами быстрого развертывания для проведения
аварийно-спасательных работ и тушения пожаров.

2.43 пожарный оперативно-служебный
автомобиль
(АОС): Пожарный автомобиль, оборудованный комплектом
пожарно-технического вооружения и предназначенный для доставки к месту пожара
(аварии) личного состава оперативной службы и оборудования для его работы.

2.44 главный параметр ПА: Один из
основных (базовых) параметров, определяющий функциональное назначение пожарного
автомобиля, отличающийся стабильностью при технических усовершенствованиях и
служащий для определения числовых значений других основных параметров.

3.
Классификация

3.1 ПА в зависимости от величины
допустимой полной массы делятся на 3 класса: легкие с полной массой от 2000 до
7500 кг (L-класс); средние с полной массой от 7500 до 14000 кг (М-класс);
тяжелые с полной массой свыше 14000 кг (S-класс).

3.2 ПА в зависимости от проходимости
делятся на 3 категории:

категория 1 — неполноприводные ПА для дорог с твердым
покрытием (нормальной проходимости);

категория 2 — полноприводные для передвижения по дорогам
всех типов и пересеченной местности (повышенной проходимости);

категория 3 — вездеходы-внедорожники для сильнопересеченной
местности (высокой проходимости).

3.3 ПА в зависимости от направления
оперативной деятельности делятся на 2 группы:

основные пожарные автомобили; специальные пожарные
автомобили.

3.3.1 ОПА в
зависимости от преимущественного использования и направлений оперативной
деятельности подразделяются на ПА общего применения и ПА целевого применения.

3.3.1.1 ОПА
общего применения в зависимости от типа вывозимых огнетушащих веществ и способа
их подачи классифицируются на следующие типы:

пожарные автоцистерны;

пожарные автоцистерны с лестницей;

пожарные автоцистерны с коленчатым подъемником;

автомобили пожарно-спасательные;

автомобили пожарно-спасательные с лестницей;

пожарные автомобили первой помощи;

пожарные насосно-рукавные автомобили;

пожарные автомобили с насосом высокого давления.

3.3.1.2 ОПА
целевого применения в зависимости от типа вывозимых огнетушащих веществ и
способа их подачи классифицируются на следующие типы:

пожарные автомобили порошкового тушения; пожарные автомобили
пенного тушения; пожарные автомобили комбинированного тушения; пожарные автомобили
газового тушения; пожарные автомобили газоводяного тушения; пожарные
автонасосные станции; пожарные пеноподьемники; пожарные аэродромные автомобили.

3.3.2 СПА в
зависимости от вида аварийно-спасательных и технических работ на месте пожара
классифицируются на следующие типы:

пожарные автолестницы;

пожарные коленчатые автоподъемники;

пожарные телескопические автоподъемники с лестницей;

пожарные автолестницы с цистерной;

пожарные коленчатые автоподъемники с цистерной;

пожарные аварийно-спасательные автомобили;

пожарные водозащитные автомобили;

пожарные автомобили связи и освещения;

пожарные автомобили газодымозащитной службы;

пожарные автомобили дымоудаления;

пожарные рукавные автомобили;

пожарные штабные автомобили;

пожарные автолаборатории;

пожарные автомобили профилактики и ремонта средств связи;

автомобили диагностики пожарной техники;

пожарные автомобили-базы газодымозащитной службы;

пожарные автомобили технической службы;

автомобили отогрева пожарной техники;

пожарные компрессорные станции;

пожарно-технические автомобили;

пожарные оперативно-служебные автомобили.

4.
Обозначения

4.1 Обозначения ПА должны иметь следующую
структуру:

ХХХ ХХ-ХХ/Х (ХХХХ) мод. ХХА-ХХ ХХ Х,

где:

ХХХ — тип пожарного автомобиля (АЦ, АНР, АП и т. д.);

ХХ — главный параметр пожарного автомобиля (вместимость
цистерны, масса порошка и т. д.);

ХХ/Х — главный параметр главного агрегата или оборудования
пожарной надстройки;

(ХХХХ) — индекс модели базового шасси по классификации
автомобильной промышленности;

мод. ХХА — обозначение модели ПА по системе разработчика с
указанием модернизации (А — первая, Б — вторая и т. д.);

ХХ — двузначный (трехзначный) цифровой индекс для
обозначения модели (01, 02 и т. д.);

ХХ — условное буквенное обозначение предприятия-изготовителя;

Х — обозначение нормативного документа (ГОСТ, ТУ).

4.2 В
обозначениях ПА величину главного параметра указывают в следующих единицах
измерений:

вместимость цистерны для воды — м3;

вместимость бака для пенообразователя — м3;

масса вывозимого порошка — кг;

масса огнетушащего газа — кг;

подача насоса при номинальном числе оборотов — л/с;

напор ступеней насоса при номинальном числе оборотов:

нормального давления — м. вод. ст.;

высокого давления — м. вод. ст.;

расход лафетного порошкового ствола — кг/с;

мощность электрогенератора — кВт;

длина рукавной линии — км;

высота подъема стрелы — м;

производительность вентиляторной установки — тыс. м3;

число (количество) мест для боевого расчета (включая место
водителя) — кол.;

грузовой момент — тм.

4.3
Примеры условных обозначений.

Пример 1:
АЦ 3,0-40/4 (4331) модель ХХХ-ХХ.

Автоцистерна пожарная с цистерной вместимостью 3 м3,
комбинированным насосом с подачей 40 (ступень нормального давления) и 4 л/с
(ступень высокого давления) на шасси ЗИЛ-4331, первая модернизация модели ХХХ,
модификация ХХ (с комбинированным насосом).

Пример 2:
АП 4000-80 (4310) модель ХХХ-ХХ.

Автомобиль порошкового тушения с массой вывозимого
порошка 4000 кг и расходом лафетного ствола 80 кг/с на шасси КамАЗ 4310, вторая
модификация ХХ модели ХХХ.

Пример 3:
АПТ 6,3-40 (5557) модель ХХХ.

Автомобиль пенного тушения с цистерной для
пенообразователя вместимостью 6,3 м3 на шасси «Урал 5557» и насосом
с подачей 40 л/с, модель ХХХ.

Пример 4:
АКТ 2,0/2000-40/60 (4310) модель ХХХ.

Автомобиль комбинированного тушения на шасси КамАЗ с
цистерной для воды или раствора пенообразователя вместимостью 2,0 м3,
массой вывозимого порошка 2000 кг, насосом с подачей 40 л/с и расходом
порошкового лафетного ствола 60 кг/с, модель ХХХ.

Во всех приведенных примерах при серийном производстве в
обозначениях ПА должен быть отражен номер ГОСТа или технических условий.

 

Ключевые слова: пожарный автомобиль, основной пожарный
автомобиль, специальный пожарный автомобиль.

 

Как разрабатываются ГОСТы:

Стандарты разрабатываются специализированными организациями и экспертными группами, которые включают представителей производственных компаний, научно-исследовательских институтов, государственных учреждений и других заинтересованных сторон. После разработки проект стандарта проходит несколько этапов обсуждения и утверждения перед тем, как стать официально действующим ГОСТом.

Значение ГОСТ сегодня:

Хотя существует множество других систем стандартов, таких как ISO или ASTM, ГОСТы по-прежнему остаются важным элементом регулирования качества и безопасности продукции в России и странах СНГ. Они обеспечивают унифицированные требования к продукции, что способствует стабильности и предсказуемости в производстве и потреблении товаров.