Где получить ТУ на пищевую продукцию?
Технические условия на продукты питания — это важная часть конструкторской документации предприятия, устанавливающая требования к процессам изготовления продуктов, их качеству, характеристикам, безопасности, а также методам контроля. Обладание ТУ позволяет предпринимателю производить качественные товары, отвечающие всем требованиям официальных стандартов, и беспрепятственно реализовать их. Однако вначале ТУ нужно купить или разработать.
Когда возникает нужда в ТУ?
Как правило, технические условия разрабатываются в двух случаях:
- Когда на продукцию не имеется отдельного ГОСТА или техрегламента ТС;
- Когда существующие документы не описывают все детали процесса или же производитель желает изменить его в угоду каким-то своим соображениям.
Обратите внимание! Во втором случае крайне важно, чтобы ТУ не устанавливали нормы качества и безопасности ниже указанных официально.
Покупка готовых ТУ
Если предприниматель не хочет заниматься трудоемким и сложным процессом разработки собственных технических условий, у него всегда есть возможность приобрести их либо у другого предпринимателя, отыскав его по объявлению в интернете, либо у компании, занимающейся разработкой и продажей конструкторских документов. Второй вариант является более надежным.
Плюсы покупки:
- Скорость. ТУ уже существуют, поэтому нет нужды ждать, когда их создадут и зарегистрируют.
- Стоимость. Готовый документ обходится дешевле, чем созданный с нуля.
- Выбор. Компании, продающие технические условия, как правило, предоставляют клиенту несколько вариантов технических условий.
Обратите внимание! При покупке ТУ следует обратить внимание на год их регистрации. Технические условия требуется актуализировать каждые 5 лет, поэтому чем новее будет ваше приобретение, тем меньше хлопот с ним возникнет в дальнейшем.
Минусы:
- Готовые ТУ разрабатываются в соответствии со стандартными технологическими процессами. Если вы планируете ввести какое-либо ноу-хау, готовый документ вам уже не подойдет.
- Та же ситуация происходит и с уникальным товаром, на который просто не существует ТУ, ведь его до вас никто не производил.
После оформления двухстороннего договора покупки-продажи предпринимателю потребуется совершить ряд действий: перерегистрировать ТУ на свою компанию, подтвердить факт собственности, занеся их в журнал предприятия, и добавить соответствующую запись в лист регистрации изменений в конце документа.
Разработка новых ТУ своими силами
Если на предприятии имеется квалифицированный технолог, хорошо представляющий себе процесс разработки и оформления технических условий, подготовку документа можно поручить ему.
Разработка осуществляется с опорой на ГОСТ Р 51740-2016, регламентирующий содержание и оформление технической документации.
Согласно ему, ТУ формируются из следующих подразделов:
- Область применения описываемого продукта;
- Характеристики его качества и требования к безопасности;
- Правила маркировки;
- Особенности упаковки продукта;
- Требования к используемым в производственных процессах оборудованию и материалам;
- Нормы приемки готовых изделий;
- Методы контроля качества и безопасности;
- Условия перевозки и хранения;
- Приложения;
- Лист регистрации изменений.
После разработки ТУ регистрируют в едином реестре, подконтрольном Росстандарту. Для этого документ передается экспертной комиссии в Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний, где его изучают на предмет соответствия положениям ГОСТов, техрегламентам и федеральным законам. Если проверка проходит удачно, ТУ присваивают индивидуальный код-идентификатор и вносят их в реестр. После этого владелец документа может официально использовать его при производстве пищевой продукции или продать.
Обратите внимание! Для большинства технических условий процедура регистрации не является обязательной, однако на пищевую продукцию это послабление не распространяется.
Разработка ТУ силами специалистов
Практика показывает, что компании, специализирующиеся на оказании услуг в области технической документации, справляются с разработкой ТУ быстрее и лучше, чем предприятия, взявшиеся решать задачу своими силами. К тому же благодаря практическому опыту ее сотрудники точно знают, как подготовить документы к регистрации, чтобы их не вернули на доработку.
Что требуется от заявителя:
- Получить консультацию специалиста, чтобы иметь представление об объемах предстоящих работ и их нюансах;
- Заключить договор;
- Собрать нужный пакет документов. Его состав в любом случае следует обговорить с представителем компании, но как правило, туда входят ИНН и ОГРН, технические документы на продукцию, информация об упаковке, описание состава и свойств продукта и т. д.
Далее специалисты компании-исполнителя изучают полученные документы, разрабатывают ТУ и согласовывают их с заявителем. После того как руководитель предприятия заверяет технические условия своей печатью и подписью, инициируется процесс регистрации. Обычно он занимает немного времени, поскольку ошибки в оформлении или содержании документа, часто допускаемые разработчиками-новичками в ТУ, отсутствуют. Нужно только дождаться окончания проверки и внесения каталожных листов на продукцию в реестр.